Бензиновые моторы CBZA, CBZB, CBZC 1.2 TSI, семейства EA111, изготовителем которых является чешская машиностроительная компания «Skoda» в городе Mlada Boleslav, входящая в концерн «Фольксваген». Помимо применения в авто немецкого автомобильного концерна «Фольксваген», моторы широко применяются при сборке авто у других ведущих мировых автопроизводителей, входящих в концерн: Audi, Seat, Skoda. Что из себя представляют двигатели 1.2 TSI, семейства EA111 и есть ли смысл покупать автомобили с данными моторами? Я постараюсь в этой статье изложить ответы на эти вопросы.
Вся информация в этой статье о положительных и отрицательных сторонах, слабых местах и недостатках при эксплуатации и ремонте вышеуказанных моторов предоставлена на основании отзывов водителей и специалистов ремонтников.
Технические характеристики моторов (CBZA, CBZB, CBZC) 1.2 TSI EA111
Годы производства | 2009 — 2015 |
Материал блока цилиндров и возможность замены гильз при капремонте | выполнен из алюминия. Гильзы мокрого типа из чугуна, залиты при отливке блока. Возможность замены гильз конструкция не предусматривает. Блок при капитальном ремонте меняется целиком. |
Тип | однорядный, 4-цилиндровый (R4), 8 клапанный (в каждом цилиндре 2 клапана — впуска 35,5 мм, выпуска 30,0 мм), с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом. |
Ход поршня | 75,6 мм |
Диаметр цилиндра | 71 мм |
Степень сжатия | 10 |
Объём | 1197 см³ |
Турбокомпрессор | IHI 1634 |
Абсолютное давление наддува | 1,6 Бар |
Наддув с избыточным давлением | 0,6 Бар |
Наличие фазовращателя | отсутствует |
Вес | 102 кг |
Мощность | CBZA: 86 л.с. (63 кВт) при 4 800 об.мин, 160 Нм при 1500-3500 об/мин. |
CBZB: 105 л.с. (77 кВт) при 5000 об.мин, 175 Нм при 1550-4100 об/мин. | |
CBZC: 90 л.с. (66 кВт) при 4 500 об.мин, 160 Нм при 1500-3500 об/мин. | |
Бензин | АИ-95/98 (лейте 98 -ой, если не хотите детонацию и чистить форсунки) |
Экологические нормы | евро 5 |
Расход топлива (для VW Polo), зависит от марки и модели авто | в городском цикле — 5,9 л/100 км; на трассе — 4,2 л/100 км; в смешанном цикле — 4,9 л/100 км. |
Масло для двигателя | VAG Special Plus 5W-40 (G 052 167 M2) (Допуски и спецификации: VW 502 00 / 505 00 / 505 01) — фиксированный интервал |
Количество масла в двигателе | 3,8 л (при замене льют 3,6-3,8 л). |
Расход масла | до 500 гр./1000 км. |
Периодичность замены масла | через 15 000 км по рекомендации завода (меняйте через 7 500 — 10 000 км). |
Ресурс | при соблюдении установленных правил эксплуатации, ресурс может достичь ~250.000 км. |
Слабые места двигателей CBZA, CBZB, CBZC
- Цепь ГРМ;
- Свечи зажигания;
- Высоковольтные провода зажигания;
- ТНВД;
- Электропривод турбонагнетателя;
- Прокладка между блоком цилиндров и маслоохладителем.
Более детально про слабые места CBZA, CBZB, CBZC…
Ресурс цепи низкий. На моторах выпуска до 2011 года цепь очень рано растягивалась, что приводило к её перескоку на зубьях шестерни. Чтобы этого не происходило её, приходилось менять при пробеге до 30 тыс. км. После доработки производителем конструкции (10.2011 г.) проблема с цепью у двигателя была устранена. На фото хорошо заметна разница между цепью старой конструкции (слева) и новой (справа) цепью ГРМ (VAG 03F198158B), соответственно последняя шире. Тем не менее вытягивание цепи происходит гораздо раньше чем на аналогичных двигателях других производителей. Рекомендуется производить периодический осмотр состояния цепи после 60000 км. По отзывам автовладельцев модифицированная цепь служит до 90000 км., во избежание проблем её меняют раньше. Для замены необходим ремкомплект 03F198158B в составе:
- цепи нового образца;
- натяжителя цепи;
- шестерни распределительного вала;
- шестерни коленвала;
- двух успокоителей.
Из-за своеобразной конструкции и присутствия вследствие этого относительно высокого давления наддува 1.5 кгс/см² у свечей зажигания обгорает торцовая часть минусового электрода. В результате свечи пропускают искру.
- 03F 905 430 H — для первого цилиндра;
- 03F 905 430 J — для второго цилиндра;
- 03F 905 430 K — для третьего цилиндра;
- 03F 905 430 L — для четвёртого цилиндра.
Топливный насос страдает от некачественного бензина. Жидкие и твёрдые примеси нещадно изнашивают детали насоса, что приводит к его некорректной работе. Часто случается, что компьютер после подключения выдаёт ошибку по обогащённой топливной смеси. Вместе с тем, расход бензина превышает норму, затрудняется запуск мотора, снижается мощность силового агрегата. Неисправность появляется в результате попадания бензина в масло двигателя через нарушенное уплотнение ТНВД по штоку толкателя. Масло разжижается бензином, соответственно топливная смесь в цилиндрах становится чрезмерно обогащённой. Проблема устраняется заменой неисправного насоса.
Проблема с электроприводом управления геометрией и вакуумным регулятором турбины (актуатором) не исключение у этих моторов, периодически возникают неисправности из-за ненадёжной конструкции впускного регулятора наддува. Для восстановления работоспособности приходится дорабатывать конструкцию регулятора в процессе эксплуатации.
Сначала устанавливали проставочную шайбу 03F 145 371 A между актуатором и местом крепления, тем самым продляя его работу на какое-то время.
После выпуска нового регулятора заменяли турбину в сборе с регулятором 03F 145 701 R. В последующем стали менять отдельно на регулятор 03F 198 725 C, который изначально поставлялся на рынок в комплекте с турбиной.
Лучший устранения дефекта — заменить модифицированным регулятором 03F 198 725 C.
Недостатки двигателей CBZA, CBZB, CBZC
- Требователен к высококачественному маслу и высокооктановому бензину АИ 98;
- Вибрация при работе на холостых оборотах;
- Длительный прогрев на холоде;
- Низкий ресурс.
Более детально про недостатки двигателя CBZA, CBZB, CBZC…
При чрезмерном наддуве низкокачественного бензина движок детонирует и закоксовываются форсунки. Чтобы этого не происходило, требуется периодически промывать инжектор и лучше всегда заправляться 98-ым бензином. В случае появления этой проблемы не пытайтесь устранять неисправность самостоятельно, будет лучше если вам сделают это на СТО с применением специального оборудования. Перед тем как самостоятельно снять форсунки TSI для их чистки, учтите, что очень часто они не выкручиваются, а ломаются пополам. Очень плохо зарекомендовали себя двигатели 1.2 TSI семейства EA111 по надежности. При наличии таких критических конструктивных дефектов моторов всего семейства и слабых мест с недостатками (цепи ГРМ и управления актуатором) их нельзя было допускать в серийное производство. Все слабые места и недостатки стали известны заводу производителю и концерну «Фольксваген» ещё при испытаниях на ресурс, но к сожалению, решение о запуске в серию было принято.
P.S. Уважаемые автовладельцы познавшие в своей практике двигатели EA111, как с хорошей стороны, так и с плохой! Вы всегда можете сообщить о слабых местах, недостатках возникших на двигателе и трансмиссии ваших авто, о поиске неисправностей и ремонте…