Двигатель двухтактник ММВЗ объемом 125 см³ уже долгие годы производится Минским мотоциклетным заводом. Начиная с 1951 года и по настоящее время двухтактные 125 кубовые производились и продолжают производиться в различных своих моделях и модификациях. Первый мотор для мотоцикла был мощностью 4,25 л. с., на данное время, мощность мотора составляет 12 л. с. Конструктивно, глобальных изменений ДВС не придали. Охлаждение осталось все тем же воздушным с двухканальным возвратным продуванием. Невзирая на опыт мировых производителей двигателей мотоциклов с применением эжектора, Минский завод к сожалению замену карбюратора на эжектор не осуществил, а жаль, достоинств у двигателя было бы еще больше.
У «Минск» ММВЗ-3.11211 стоит движок 3.1122-10100-03. В Его основной деталировке конструктивно мало что поменялось в сравнение с предшествующими моделями и модификациями 125 см³ мотора.
Отличия ДВС 3.1122-10100-03 от предшествующих двигателей:
- Коренные подшипники установлены у щек коленвала для увеличения жесткости,
повышения стабильности работы движка, а сальники установлены за подшипниками. На ранних моделях, сначала ставили сальники, а за ними подшипники. - Оптимизирована подача масла к внутренним подшипникам из камеры кривошипа, а также к левому наружному шарикоподшипнику из масляной полости. У старых моделей ДВС правый подшипник смазывался подачей масла из КПП, левые (внутренний и наружный) подшипники получали масло из полости крышки. Смазка внутреннего левого подшипника была недостаточной.
- В целях увеличения жесткости коленвала увеличен диаметр цапф с 17 до 20 мм, соответственно, подшипники № 304 заменены подшипниками 6-204 с более высоким классом точности. С изменением схемы расположения подшипников и улучшением системы смазки убран второй сальник правой стороны коленвала, для защиты генератора. Правую цапфу укоротили, вместе с чем уменьшили ширину правой части картера и крышки КП на 10 мм. Обе части картера и левая крышка укоротили на 30 мм короче и изменили их форму.
- Для контроля уровня масла в картере на старых двигателях был масляный щуп, в 3.1122-10100-03 масляного щупа нет, вместо его имеется контрольное отверстие с заглушкой.
Технические характеристики двигателей мотоциклов ММВЗ «Минск» 125
Сило | 3.112 | 3.11 | 3.11 | 3.11 | 3.11 | 3.11 |
---|---|---|---|---|---|---|
Объем, | 123,6 (точ | |||||
Сте | 9,2 — 9,8 | 9,5 | 8,5 | 12 | ||
Мощн | 12 | 10 | ||||
Макс. | 95 | 85 | ||||
Нор | 3,3-4,5 | 4,0-4,5 | 3,9-4,4 | 4,2 | ||
Диа | 52 | |||||
Ход порш | 58 | |||||
Ре | 15 000 | |||||
Ре | 25 000 | |||||
Обо | 6400 | 6200 | 6000 | 6400 | ||
Карбю | К-62С | Микарб | К2401, | |||
Возду | бума | |||||
Приме | А-80 | АИ-92 | ||||
Приме | автол | |||||
Пропор | 25:1. Во время | |||||
Ёмк | 11,5 | |||||
Цепь мо | ПВ-9.525-1200 | |||||
Переда | 2,75 | |||||
Сцеп | Многодис | |||||
Число ве | 4 | |||||
Ко | 4-ступен | |||||
Переда | I — 2.925, | |||||
Цепь глав | ПР-12,7 | |||||
Пе | 2,8 | |||||
Генера | Г427 (6 В), | |||||
Катушка | Б300Б (6 В), | |||||
Ре | 24 000 |
Ремонтные размеры цилиндра, поршня, колец двигателей мотоцикла ММВЗ Минск 125 см3
Ин | Ци | Пор | Коль | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
груп | раз | груп | раз | раз | |||
Нор | ∅ 52 | -0,035 | ∅ 51,88-0,03 | ∅ 52 -0,01 | |||
-0,065 | |||||||
0 | 51,965 — 51,955 | 0 | 51,88-51,87 | ||||
1 | 51,955 — 51,945 | 1 | 51,87-51,86 | ||||
2 | 51,945 — 51,935 | 2 | 51,86-51,85 | ||||
1 ре | ∅ 52.25 | -0,035 | ∅ 52,13-0,03 | ∅ 52,25 -0,01 | |||
-0,065 | |||||||
0 | 52,215 — 52,205 | 0 | 52,13 — 52,12 | ||||
1 | 52,205 — 52,195 | 1 | 52,12 — 52,11 | ||||
2 | 52,195 — 52,185 | 2 | 52,11 — 52,10 |
Ремонтные размеры поршневого пальца ММВЗ Минск 125 см3
Поршневой палец | Поршень (отверстие под палец) | |||
---|---|---|---|---|
Цветовая группа | размер, мм | Цветовая группа | размер, мм | |
∅ 14 -0,0075 | ∅ 14 (+0,005-0,010) | |||
белый | 14,0000 — 13,9975 | белый | 14,0050 — 14,0025 | |
белый и синий | 14.0025 — 14,0000 | |||
черный | 13,9975 -13,9950 | черный | 14,0000 — 13,9975 | |
черный и синий | 13,9975 — 13,9950 | |||
красный | 13,9950 — 13,9925 | красный | 13.9950 — 13,9925 | |
красный и синий | 13,9925 — 13,9900 | |||
Допускается устанавливать пальцы и поршни в комплектациях: | ||||
палец | поршень (отверстие под палец) | |||
белый | белый, белый и синий, черный | |||
черный | белый и синий, черный, черный и синий, красный | |||
красный | черный и синий, красный, красный и синий |
Слабые места двигателей мотоциклов Минск 125
- Коробка передач;
- Кикстартер;
- Карбюратор;
- Крепление выхлопного патрубка;
- Тросики приводов управления (сцепления, газа).
Коробка передач одно из немногих слабых мест двигателя, проблема с вылетом скоростей в течение эксплуатации мотоцикла не редкость.
Кикстартер (рычаг для запуска ДВС ногой) со временем разбалтывается в месте его крепления к пусковому валу движка.
Карбюратор из-за потери механических свойств резиновых деталей, износа иглы запорного клапана теряет герметичность и бензин с него течет. Из всех карбюраторов устанавливаемых заводом, самыми надежными считаются индийские карбюраторы фирмы «ПАККО» P-47R.
Крепление выхлопного патрубка к цилиндру выполнено в виде гайки поджимающей патрубок к цилиндру, которая от вибрации отворачивается.
Тросики приводов управления (сцепления, газа) периодически необходимо заменять из-за износа или обрыва каната тросика.
Недостатки двигателей мотоциклов Минск 125
- Вибрация при работе;
- Слабая мощность;
- Медленный разгон;
- Необходимость приготовления топливной смеси из бензина и масла, что очень неудобно при поездках на дальние расстояния. Не на каждой заправке продается масло для ММВЗ, поэтому, приходится возить его с собой.
P.S. Уважаемые «Минсководы»! Жду ваших отзывов и комментариев о недостатках и слабых местах 125 см³ мотора ММВЗ.
На счёт коробки и тросиков согласен но мотор хороший, любого 125 дёргает и stels 150. Из минусов только коробка, которая не любит резких переключений, сцепление которое перегревается за час покатушки в лесу, тросики, а так вообще огонь.
По тайге и лесу в детстве много приходилось ездить на «Минске», в том числе по грязи, но с сцеплением вопросов не возникало. Грязь лучше объезжать по траве, чтобы из под крыльев грязь не выколупывать.
Ну, тросики-то на более серьезные поменять не проблема…
на счет мощности двигателя проблем нет, и разгон хороший, пересел на восход он вообще не едит по сравнению с минском
У Минска всегда была проблема с коробкой. Покупали 4 новых мотоцикла с магазина, примерно после 2500 км начали вылетать скорости. Проблему нашли, изнашивались кулачки фиксаторов, просто затачивали их, ставили на место и проблема уходила. Были еще случаи с регулировочными шайбами, но обычно с завода из ставили, ну а как пионеры залезали в кпп, почти все шайбы терялись, ну и после кпп уже не работала нормально.
Мы катались все 90е на Минсках. Нравилась сближенная кпп 3 с 4й скоростью, на восходе такого небыло. Вообщем Минск 2Т Мотоцикл хороший. Сейчас бы с удовольсвием купил новый, но не с китайским 4Т мотором, а с родным 2Т.
Также было 2 кроссовых Минска с моторами Ежик 25л.с. жрал бензин литрами но и ехал на форсаже бодро. Двигатели те были с малым ресурсом и для повседневной езды не годились, на низах не ехали только на высоких оборотах с резонатором.