На примере коленчатого вала мотоцикла «Урал» с прослабленным размером по диаметру цапфы в месте посадки подшипника задней опоры я подробно опишу процесс самостоятельного восстановления размера диаметральной поверхности вала цинкованием при капитальном ремонте двигателя мотоцикла «Урал» в домашних (гаражных) условиях.
Что делать с коленвалом если на цапфе износ и внутренняя обойма подшипника проворачивается?
В случае износа посадочной поверхности коленчатого вала под задний подшипник, для восстановления размера по диаметру вала производят цинкование, что обеспечивает посадку подшипника на коленчатый вал с натягом. В гаражных условиях, такой ремонт коленвала не займет много времени. Для этого нам потребуется:
- Источник постоянного тока напряжением 12 В (АКБ, выпрямитель, блок питания, в данном случае БП от компьютера);
- Паяльная кислота (цинковая);
- Цинк;
- Плоскогубцы с диэлектрическими рукоятками;
- Стеклянная или пластиковая емкость (100 мл);
- Ткань для завертывания кусочка цинка (х/б и тд.).
Как пользоваться компьютерным блоком питания не по предназначению
Для включения БП без компьютера необходимо установить перемычку в соединительном разъеме между зеленым и черным проводами, тем самым соединить их, что позволит при включении клавиши «Вкл» БП пользоваться им при необходимости. БП выдает ток трех напряжений: 12 В — на желтом проводе; 5 В — на красном проводе; 3.3 В — на оранжевом проводе. Черный провод общий (минус). На провода устанавливаются (крокодильчики) зажимы (типа — Румянцева).
Перед цинкованием производится обезжиривание поверхности цапфы и цепляется на корпус зажим с черным проводом (минусовой).
Цинк для данного процесса можно взять с крышки негодного карбюратора «Солекс», для чего плоскогубцами необходимо отломить небольшой кусок цинка и обернуть его не полностью, а на 2/3 тканью с фиксацией капроновой нитью или вязальной проволокой, поместить в плюсовом зажиме и опустить в емкость с паяльной кислотой для пропитки. Необходимо подождать некоторое время и включить блок питания.
Восстановление размера цинком гальваническим способом подходит только для статически неподвижных деталей при отсутствии трения с сопряженными в сборке деталями.
Берем плюсовой зажим с цинком и плавно проводим смоченной кислотой тканью до 90 градусов за одно движение по покрываемой поверхности цапфы и снова смачиваем ткань кислотой. Возможно ткань будет прогорать при этом БП отключается (АКБ искрит), в этом случае необходимо поменять ткань на большей толщины.
Таким образом, периодически замеряя диаметр цапфы микрометром и при его размере обеспечивающим натяг при посадке подшипника, процесс покрытия цинка останавливают.