Лодочный мотор Tohatsu M18E2 японской фирмы Тохатсу, а также его точная копия, Ниссан Марин NS18E2, находятся в Топ рейтинга самых востребованных в России и странах ближнего зарубежья подвесных моторов среди любителей отдыха на воде и рыбалки. Ниссан Марин NS18E2, модели которого соответствуют по конструкции моделям Тохатсу M18E2 и отличаются друг от друга наклейками марки производителя. Производятся моторы на территории завода Tohatsu, а Nissan Marine является его дочерним предприятием. Все характеристики, слабые места и недостатки Tohatsu M18E2 одинаковы для Ниссан Марин NS18E2.
Движок способен придать лодке отличные ходовые качества и покорять большие расстояния на воде. Умеренная мощность 18 л.с. позволяет решать повседневные задачи с наименьшим риском. ДВС подходит для лодок всех типов имеющих жесткий транец и соответствующими характеристиками (грузоподъемность, масса, габариты).
Модель Тохатсу M18 E2 имеет высокий класс защиты от коррозии, как внутри (система охлаждения) так и снаружи, что достигнуто применением металлических сплавов в конструкции и соответствующих ЛКМ и гальванических покрытий.
Умеренная масса позволяет одному человеку транспортировать мотор на коротких расстояниях, снимать его с транца и устанавливать. Компактен для перевозки в багажнике автомобиля. Высокая надёжность и ресурс в течении многих лет (при условии своевременного обслуживания). Конструкция не одноразовая, двигатель живучий, вместе с тем у движка хорошая ремонтопригодность и потенциал количества ремонтов. При ремонте ЦПГ возможна расточка гильз и их замена. Производительность и крутящий момент заставляет людей радоваться.
Основные технические характеристики Tohatsu M18E2 (Ниссан Марин NS18E2)
| Наименование характеристики | Параметры (описание) |
|---|---|
| Моторное топливо: | Смесь бензина АИ-92 с маслом для двухтактных лодочных моторов стандарта TCW-3 |
| Пропорция в топливной смеси бензина и масла согласно руководства по эксплуатации: | 50:1 (желательно добавлять 1.2-1.3), при обкатке 25:1 |
| Цилиндров: | два |
| Тактов: | два |
| Объем, л: | 0.3 |
| Max обороты, об/мин: | 5200-5800 |
| Мощность, л.с: | 18 |
| Впрыск топливной смеси: | с карбюратора (один на два цилиндра) |
| Рекомендуемые производителем свечи зажигания: | NGK В7НS-10/ВR7НS-10 или Чемпион L82С/RL82С |
| Масло для смазки двигателя (смеш. с бензином): | Допускаются масла различных производителей (Мотул, Чемпион, Тотал и др.) соответствующие стандарту TCW-3 |
| Зазор в свечах зажигания, мм: | 0.9-1.0 |
| Объем системы смазки трансмиссии, мл: | 370 |
| Трансмиссия (КПП): | механическая |
| Количество передач: | три (переднего и заднего хода, нейтральная) |
| Масло для трансмиссии: | Genuine Gear Oil (или аналогичное) с параметрами API GL5, SAE 80-90 |
| Наличие электрического стартера запуска: | в модели S не предусмотрен |
| Наличие стартера запуска: | не предусмотрен, запуск производится ручным приводом |
| Количество клапанов ГРМ, шт: | четыре |
| Диаметр чугунных гильз цилиндров, мм: | 60 |
| Поршневой ход, мм | 52 |
| Генератор выдает: | ток 7А, напряжением 12В, мощностью 80Вт |
| Размер транца: высота, мм: | 381 |
| Тип системы охлаждения: | Принудительная потоком забортной воды |
| Выпускной тракт выхлопных газов | через ступицу гребного винта |
| Емкость топливного бака, л: | 25 |
| Количество лопастей винта: | три |
| Шаг гребного винта, дюйм: | 6-11,5 |
| Управление: | румпельное |
| Габариты, мм: | 869 x 345 x 1067 |
| Вес в комплекте поставки, кг: | 41 |
| Средний расход топлива в течение 1 моточаса, литров: | 6,3 |
| Средняя скорость, км/ч: | 45-40 |
Слабые места Тохатсу M18E2 (Ниссан Марин NS18E2)
Перечень слабых мест
Гребной винт. Поломка винта происходит при его ударе по твердому предмету (камни и др.). Особенно часто это происходит на водоёмах с наличием крупных камней в береговой зоне или на мелководных участках. По этой причине необходимо иметь в лодке 1-2 запасных гребных винта.
Недостатки мотора Тохатсу M18E2 (Ниссан Марин NS18E2)
Перечень недостатков M18E2 S, EPS, EPL:

- При увеличении скорости повышаются обороты мотора, а вместе с тем повышается его естественный износ.
- Необходимость в оригинальных расходных материалах.
- В конструкции двухтактного двигателя внутреннего сгорания не заложен масляный насос. Для обеспечения работы двигателя смазка добавляется в бензин, соответственно на приготовление смеси приходится тратить время.
- При движении по травянистых водоёмах забивается травой канал водяного охлаждения, если вовремя не заметить отсутствие выходящей струи из контрольного отверстия и не принять мер, то происходит перегрев мотора.
- Расход топлива и масла намного больше в сравнение с четырехтактным мотором.
- Шумит и вибрирует.
- Мощности недостаточно для катания на водных лыжах. Мотор не предназначен эксплуатации в условиях горных рек с сильным течением и каменистым мелководьем.
- Людям со слабой физической подготовкой, или в зрелом возрасте не под силу одному поднимать и переносить Тоху М18. Приходится пользоваться тележками при транспортировке, установке и съеме на берегу водоёма. В данном случае на лодку монтируют откидные транцевые колёса, позволяющие одному человеку транспортировать лодку с установленным мотором от автомобиля к берегу и обратно, что совсем не затруднительно.
- Необходимость регистрации лодки с данным мотором в ГИМС и наличия удостоверения на право управления лодкой.
Ежедневное техническое обслуживание Tohatsu M18E2 (Ниссан Марин NS18E2)
Производитель рекомендует применять только оригинальные детали, масла и смазки. При несоблюдении данной рекомендации в случае возникновения отказов гарантийные обязательства не выполняет. Применяйте качественный неэтилированный бензин и масло для приготовления топлива, при этом, смешивать масла разных марок (даже одного стандарта) не допускается.
| Системы и составные части ДВС которые необходимо проверить | Методы устранения выявленных проблем |
|---|---|
| в топливной системе | |
| Количество топлива в баке. Состояние топливных фильтров (чистота). Герметичность топливных шлангов |
Дозаправить. Очистить. Заменить. |
| в электрооборудовании | |
| Правильность работы выключателя зажигания. Срабатывание стопора выключателя.Надежность контактов в соединениях проводки и повреждений изоляции.Состояние свечи зажигания на наличие грязи, нагара, износа. | Устранить дефект. Заменить. Исправить. Заменить. Очистить, заменить. |
| Карбюратор | |
| Работу соленоида карбюратора и клапана карбюратора. Работоспособность карбюратора и магнето вращением рукоятки газа. Надежность соединений (течи). |
Заменить. Исправить. |
| Трансмиссия и винт | |
| Правильность включения передач при повороте ручки реверса. Винт на наличие повреждений. Затяжку гайки винта, а также наличие шплинта. | Отрегулируйте. Заменить. |
| Элементы для установки мотора | |
| Прочность затяжки всех болтов, закрепляющих мотор. Установку распорного стержня. | Затянуть. |
| в системе охлаждения | |
| Наличие струи воды из контрольного отверстия во время работы ДВС. | При отсутствии заглушите мотор. Устраните неисправность. |
| в системе управления | |
| Работу ручки «газ-реверс» | |
| Другие детали | |
| Надежность крепления анода. Наличие коррозии или деформации анода. |
Отремонтировать, если нужно. Заменить. |
Объём технического обслуживания Тохатсу M 18E2 S, EPS, EPL (Ниссан Марин NS18E2)
Очень важно выполнять контрольный осмотр и техническое обслуживание лодочного ДВС. Сроки проведения ТО и объем приведены. Критериями частоты обслуживания является количество отработанных моточасов и срок эксплуатации движка в месяцах, актуально то, что наступило раньше,
| Наименование проверяемых систем элементов | Сроки ТО | Работы | ||
|---|---|---|---|---|
| 10 ч или 1 мес. | 50 ч или 3 мес. | каждые 100 ч или 6 мес. | ||
| В топливной системе | ||||
| Карбюратор | + | + | Снять, очистить. Отрегули |
|
| Фильтр | + | + | + | Проверить, прочистить. |
| Шланги | + | + | + | Проверить и заменить. |
| Бак | + | + | + | Очистить. |
| В зажигании | ||||
| Свечи зажигания. Распределение момента зажигания. |
+ | + | + + |
Проверить зазоры. Снять нагар. Заменить. Отрегули |
| В трансмиссии: | ||||
| Гребной винт | + | + | + | Проверить внешний вид. |
| Масло в редукторе | + | + | + | Заменить или долить, проверить на содержание воды (белая эмульсия). |
| Водяной насос* | + | + | + | Проверить на износ и внешние признаки. |
| Болты и гайки | + | + | + | Затянуть |
| Подвижные детали | + | + | Нанести или закачать смазку | |
| Навесное оборудование | + | + | + | Проверить на наличие коррозии |
| Анод | + | + | + | Проверить коррозию и деформацию. При неисправимой деформации |
* — Подлежит замене через каждые 12 месяцев эксплуатации.
Примечание: Через 300 моточасов рекомендуется провести тщательный осмотр и техобслуживание мотора в специализированном техническом центре.
Комплектность моделей лодочного мотора Тохатсу M18E2
В зависимости от модели комплектация при поставке на рынок России следующая:
| Отличие моделей лодочного мотора 2Е18 | Наименование модели | ||
|---|---|---|---|
| S | EPS | EPL | |
| Электростартер → | нет | имеется | |
| Ручной стартера → | установлен | ||
| Страховочный шнур с чекой → | |||
| Генератор → | |||
| Выпрямитель тока → | опция | установлен | |
| Система автосмешивания моторного масла → | не предусмотрена | ||
| Высота транца, мм→ | 381 | 508 | |
| Вес, кг→ | 41 | 44 | 45 |
| Винт → | стандартный | ||
| Тахометр → | опция | ||
| Пульт дистанционного управления → | нет | имеется | |
| Топливный бак (полимерный) → | 25л | ||
| Защита от запуска при включенной трансмиссии → | имеется | ||
| Комплект ЗИП → | укладывается | ||
| Запасная свеча зажигания в составе ЗИП → | |||
| Руководство по эксплуатации→ | |||

Габаритные размеры модификаций S, EPS, EPL лодочного мотора Тохатсу 2Е18 (в опущенном и поднятом состоянии на транце).
Слабый мотор