Двигатель ЗМЗ 409 производства российского ОАО «Заволжский моторный завод» во всех своих модификациях (выпускаемых в 2019 году) создавался на основе конструкции ЗМЗ 405. Соответственно моторы ЗМЗ 405, 406, 409 имеют много общего для унификации. Отличие ЗМЗ 409 от предшественников заключается в увеличенном на 8 мм ходе поршня и увеличенном на 4 мм диаметре цилиндров. Материалом для блока цилиндров, как и для всех российских двигателей послужил всё тот же чугун, а алюминиевый сплав для ГБЦ. В однорядном блоке четыре цилиндра, в головке 16 клапанов и два чугунных распределительных вала, получающие на свои шестерни крутящий момент от шестерни промежуточного вала через цепь ГРМ.
Автоматическую регулировку тепловых зазоров клапанов обеспечивают гидрокомпенсаторы, что снижает трудоёмкость при обслуживании мотора. Передачу крутящего момента от двигателя к распределительным валам обеспечивается цепным приводом ГРМ, заявленный изготовителем ресурс (срок службы) 100 и более тыс. км. Основное применение бензиновых и газобензиновых модификаций моторов в компоновке с МКПП и АКПП задействовано в сборке силовых агрегатов для автомобилей Ульяновского автомобильного завода. Чтобы понять на какую оценку потянет наш мотор предлагаю ознакомиться с его характерными особенностями, достоинствами, слабыми местами и недостатками.
Техническая характеристика ДВС ЗМЗ 409
Наименование | Параметры |
---|---|
Компрессия, кгс/см²: | 12. |
Порядок работы цилиндров: | 1→3→4→2. |
Тип системы подачи топлива: | с распределённым впрыском топлива через электромагнитные форсунки во впускные каналы ГЦ. |
Артикул воздушного фильтра: | 3160-1109080-11. |
Артикул масляного фильтра: | 2105С-1012005-НК-2. |
Артикул указателя давления масла: | ММ-358. |
Артикул датчика сигнализатора аварийного давления масла: | 30.3829. |
Охлаждающая жидкость: | Тосол «Лена» марок А40М, А65М. |
Объём СО (без емкости радиатора), л: | 3,6. |
Артикул термостата: | ТС107-05, ТР-01. |
Артикул датчика указателя температуры ОЖ: | ТМ106-11. |
Сцепление: | сухое, однодисковое, с диафрагменной пружиной. |
Артикул генератора: | 9422.3701 или 2502.3771, с блоком выпрямления тока и регулятором напряжения. |
Артикул стартера: | 6012.3708 или 406.3708 («Искра», Словения) или 0001 109 063 (BOSCH, Германия). |
Система зажигания: | с микропроцессорным управлением угла опережения зажигания. |
Марка катушки зажигания: | 406.3705. |
Артикул свечей зажигания: | А14ДВР или LR17УС. |
Крутящий момент, Нм при 3900 об/мин: | 219,5-245,2. |
Направление вращения КВ (наблюдая со стороны шкива): | правое. |
Моторное топливо: | Бензин АИ-92, 95. Наряду с бензином для 409052.10, 409061. |
Расход топлива на 100 км (город), л: | 11.5. |
Расход масла на 1000 км, гр: | до 100. |
Вес без коробки передач, кг: | 190. |
Масло в движок: | 5W 30-40, 10W 30-40, 15W-40, 20W-40. |
Объем масляной системы, л: | 7. |
Замену масла проводят через, км: | 7000. |
При замене заливать, л: | 6. |
Рабочий температурный режим, °C: | ~90. |
Ресурс, км | |
Согласно мануалу: | 150. |
По факту: | 250+. |
Сравнительная характеристика модификаций двигателя ЗМЗ 409
409051.10/ |
40906. |
40905. |
409061. |
40911. |
---|---|---|---|---|
Бензи |
Бензи |
Газобен |
Бензи |
|
Рабочий объём, л | ||||
2,693 | ||||
Диам. цилиндров, мм | ||||
95,5 | ||||
Ход поршня, мм | ||||
94 | ||||
Мощность при 5000 об/мин, л.с. | ||||
160,0 | 142,8 при 4600 об/мин | 125 | ||
Макс. крутящий момент при 4000 об/мин, Нм | ||||
245,2 | 230 при 3900 об/мин (4000 об/мин для ЗМЗ-40905.10) | 219,5 | ||
Степень сжатия | ||||
9,8 | 9.1 | 9.0 | ||
Эк. класс Евро | ||||
5 | 4 (5) | 4 | 5 | 4 (5) |
Применение | ||||
УАЗ: Профи, Патриот, Карго, Пикап, Хантер. Патриот: Life Style; Expedition | УАЗ: Патриот, Пикап, Карго | УАЗ: Hunter, Hunter Expedition | BAW-33462-102, Газель | УАЗ: 741, 909, 962, 3303, 2206 |
Основные данные для регулировки и контроля ЗМЗ 409 | |
---|---|
Давление масла в прогретом ДВС при 850±50 об/мин, кгс/см², не менее: | 1,0 |
Прогиб ремня привода вспомог. агрегатов при нажатии с усилием 8 кгс, мм: | 14 ± 1 |
Зазор в свечах зажигания, мм: | 0,7…0,85 |
Рабочая температура ОЖ, °С: | 80…90 |
Мин. частота вращения КВ на ХХ, об/мин: | 850 ± 50 |
Возможные поломки ЗМЗ 409 при эксплуатации
Поломки | |
---|---|
Возможные причины поломок | Что делать |
Движок не |
|
Проблема с подачей бензина | |
-отказ электро |
Проверьте |
-отказ |
Замените. |
-грязный фильтр: | |
-нет бензина |
Заправьте. |
поломки в системе |
|
-нет контакта |
Проверьте исправность разъемов. |
-отказ |
Замените. |
Мотор работает |
|
-попала вода |
Слить отстой из бака. |
-подсос воздуха |
Проверьте состояние соединений. Устраните дефект. |
Перебои или отказ в |
|
-нагар на |
Очистите нагар. |
-отказ |
Определите нерабочую свечу и замените. |
-не работает форсунка: | Проверьте |
-пробой |
Замените надсвечник. |
-попало масло в |
Замените |
-отказ катушки |
Замените. |
Повышенная |
|
-неплотности в соедине |
Устраните перекосы |
-пропал |
Проверьте |
-пропал |
Проверьте разъемы, |
Повышенное задымление |
|
-клапаны ГРМ не обеспечивают герметичность: | Притрите клапаны. |
-износились маслосъёмные |
Замените колпачки. |
-износ ЦПГ: | Необходим ремонт ДВС. |
-нарушение |
Проверьте наличие контакта в штепсельном соединение, |
Движок не выдаёт |
|
-грязный (картонный) фильтрующий элемент воздуш |
Замените. |
-засорен топлив |
|
-отказ электро |
|
-неполностью |
Отрегулируйте |
ДВС перегре |
|
-мало ОЖ в СО: | Долейте ОЖ. |
-отказал термостат: | Замените. |
-слабо |
Отрегулируйте |
Низкое давление |
|
-заклинило |
Устраните причину |
-ослабла |
Замените пружину. |
-отказ датчика |
Убедитесь в отказе датчика или манометра при помощи другого манометра. |
-перегрев |
Устраните |
-износ масля |
Замените |
-износ вкладышей КВ: | Необходим ремонт |
-много |
Приведите в |
Масложор | |
-износ, |
Необходим |
-отказ системы |
Промойте детали |
-разрушены маслосъёмные |
Замените. |
-течь масла |
Устраните течи. |
что-то стучит в Движке | |
-износ вкладышей |
Необходим |
-износ ШПГ: | |
-неисправность |
Замените. |
-отказ |
|
-выход из строя одной |
Слабые места мотора ЗМЗ 409
Перечень слабых мест всех модификаций ЗМЗ 409:
- Провода свечей зажигания (бронепровода);
- Датчик положения коленвала;
- Гидронатяжитель цепи ГРМ;
- Термостат;
- Катушки зажигания;
- Свечи зажигания;
- Гидрокомпенсаторы;
- Задний сальник коленчатого вала;
- Датчик регулятора холостого хода;
- Рабочий цилиндр сцепления;
- Водяной насос (помпа);
- Вакуумный усилитель тормозов;
- Патрубки системы охлаждения;
- Кислородный датчик;
- Ремень привода вспомогательных агрегатов.
Подробнее о слабых местах силового агрегата ЗМЗ 409
Бронепровода. Характерные частые пробои высоковольтных проводов обыденный дефект при эксплуатации. Если бы пробои изоляции не случались на новых автомобилях, то было бы простительно.
Датчик положения коленвала. Датчик коленвала находится спереди мотора справа на фланце крышки шестерен распределительного вала. Чтобы его работа была правильной должен быть обеспечен зазор между датчиком и зубьями диска синхронизации 0,5-1,2 мм. Оптимальный зазор 0,8 мм. Причиной отказа датчика (артикул 23.3847, аналог 23.3847) может быть несоответствие размера вышеуказанного зазора или неисправность в электрической цепи (в проводке).
Симптомы отказа датчика коленвала следующие:
- Двигатель не запускается, прогретый или холодный без разницы;
- При нагрузке появляется детонация;
- Играют обороты на холостом ходу;
- Потеря мощности, тупит при подаче газа;
- Самопроизвольно изменяются обороты во время движения.
Гидронатяжитель цепи ГРМ. Гидронатяжитель автоматически компенсирует износ цепи ГРМ. Его работа обеспечивается усилием пружины, сечением обратного клапана, подпором давящего масла и зазором между плунжером и корпусом натяжителя рассчитанного конструктивно, для обеспечения постоянного натяжение с оптимальным усилием без ослаблений и перетяжек.
Необходимо следить за гидронатяжителем цепи, так как он ненадежный. В противном случае рвётся цепь ГРМ. Слава богу, что хоть клапаны не гнутся при её обрыве.
Термостат. Проблемный термостат, выходит из строя даже на новых автомобилях. Как правило, зависает и находится в открытом состоянии и не регулирует тепловой режим тосола. Виновник дефекта недоработанный перепускной клапан.
Катушки зажигания. Горят при увеличении зазора на свечах, как и при поломке реле регулятора напряжения генератора.
Свечи зажигания. При покупке авто надо проверять зазор в свечах. Как ни странно на новых автомобилях свечи и всё связанное с этим отказывают именно по этой причине…
Гидрокомпенсаторы. Стук гидрокомпенсаторов-это следствие. Во-первых, причина скрывается в состоянии качества масла, допустим изначально было залито несоответствующее масло или его давно не меняли и оно потеряло химмотологические свойства. Признак-стук на холодном движке, при прогреве пропадает. Если так, то сразу меняйте масло. Во-вторых, в забившемся побочными нечистотами маслофильтре, вследствие этого масло не способно поступать с требуемым давлением к гидрокомпенсаторам. В этом случае требуется установка нового фильтра. В-третьих, изношенный масляный насос не способен обеспечивать давление масла поступающего к гидрокомпенсаторам.
Задний сальник коленчатого вала. Течь масла из-под сальника заднего подшипника коленвала отнюдь не исключение.
Датчик регулятора холостого хода. Неисправность датчика регулятора ХХ часто повторяющийся дефект, как правило, происходит по причине износа направляющей иглы или проблем с контактами внутри датчика.
Рабочий цилиндр сцепления. Пропадает сцепление из-за применения резинотехнических изделий низкого качества в составе цилиндра. Теряется герметичность с потерей работоспособности гидравлики. Подтекание тормозной жидкости может не происходить, вместо этого может появляться воздушная пена в жидкости, как влияют воздушные пробки в гидравлике тормозов или сцеплении на их работу вы знаете.
Водяной насос (помпа). Ресурс помпы ниже заявленного. Поломки возникают даже на авто с малым пробегом до 10 000 км. Появляется люфт шкива из-за износа подшипника, далее деформируется сальник и начинает течь тосол. Появление люфта связано с усилием натяжением ремня более положенного. Номинальный зазор должен быть в диапазоне 13-15 мм. Проверяют по прогибу ремня после опускании на него груза 8 кг мм или динамометром с усилием 8кгс. Если проверять грузом, то его должно быть примерно по размеру подушки пальца.
Вакуумный усилитель тормозов. Проблема с тормозами очень часто связана с нарушением работы вакуумного усилителя. Если почувствовали увеличение усилия выжимая педаль тормоза, проверьте работу вакуумного усилителя. При обнаружении неисправности усилителя, произведите его замену.
Патрубки системы охлаждения. Подтекания тосола из соединений патрубков появляются сначала эксплуатации автомобилей, что на автомобилях с большим пробегом думаю и так ясно. Приходятся дорабатывать этот «косяк» установкой качественных шлангов и хомутов.
Кислородный датчик. Частый виновник проблем увеличенного расхода топлива и токсичности выхлопа газа. Одновременное повышение расхода топлива и дымности выхлопных газов говорят о неисправности кислородного датчика.
Ремень привода вспомогательных агрегатов. Много случаев потери свойств до установленного срока замены (растягивается, рвётся, лохматится, слетает).
Недостатки мотора ЗМЗ 409
Перечень недостатков всех модификаций ЗМЗ 409:
- Мотор часто глохнет;
- Шумит, вибрирует;
- Масложор;
- Двигатель постукивает;
- Мотор троит;
- Предрасположен к перегреву;
- Низкое качество деталей и комплектующих;
- Большой расход топлива;
- Дорогой в обслуживании и ремонте.
Подробнее о недостатках силового агрегата ЗМЗ 409
Часто глохнет. Проблема является признаком выхода из строя свечных бронепроводов, датчика коленвала и РХХ.
Шумит, вибрирует. Причина в износе гидронатяжителя цепи.
Перегревается. Очевидные причины: не работает термостат; проблема в радиаторе; негерметичность системы, из-за воздушных пробок не циркулирует тосол. Провалы в тяге и плавают обороты ХХ. Проведите диагностику катушек зажигания, как правило, подводят именно они.
Масложор. Расход масла зависит от состояния маслосъемных колпачков и поршневых колец, вместе с тем, по мере роста степени их износа увеличивается расход масла. Проверьте их состояние.
Двигатель постукивает. Для устранения проблемы требуется замена гидрокомпенсаторов. Данные расходники служат не более 50 000 км.
Троит. Для выявления причины дефекта необходимо проверить исправность катушек зажигания, свечей, с замером компрессии в каждом цилиндре.
Имеется предрасположенность к перегреву. Конструктивное предрасположение к высокой температуре требует поддержания высоких оборотов соответствующих выбранной передаче. При работе на месте в жаркое время года (в пробках) приходится включать радиатор отопителя салона для сброса температуры. Неисправности элементов системы охлаждения (течи, радиатор, термостат, вентилятор) могут увеличить риск перегрева мотора.
Низкое качество материалов, деталей и комплектующих. К сожалению, материалы, детали, сборочные узлы и комплектующие изделия российского производства поступающие для сборки силового агрегата очень часто являются некондиционными и не соответствуют требованиям конструкторской документации. Причин этому явлению множество: устаревшее оборудование и оснастка, плохая организация входного контроля, недостаточный контроль работниками ОТК, контроль технологии на всех этапах изготовления двигателя, включая испытания и др.
PS. Уважаемые водители проводящие время за рулём соответствующих автомобилей УАЗ! Жду ваших отзывов и комментариев по слабым местам и недостаткам мотора.
Почему то идёт опись мотора 409, общая, но у этого мотора очень много модификаций, можно сказать, очень тяжело в них разбираться, по началу я тоже думал, когда купил себе буханку, проблем постановки на учёт, не будет, оказалось что это не просто так. Оказалось двигатель по модификации не подходит на это авто, оказывается надо делать в ГАИ переоборудование, что очень затратно. Люди многие не знают, покупают, получают доп. Проблемы как я, и об этом нигде практически не кто не пишет, вот об этом хотелось бы по больше людям знать
Беда и не могу понять в чем. На определенных оборотах машина просто прыгает, двигатель работает рывками. Говорят, что с нового эта проблема. Ничего не могут сделать. Хотелось бы совет.И холодный плавают обороты. Подозреваю проблема в дроссельной заслонке или в ДПДЗ.
Короче, проблемный двиг. А пользуется спросом не двиг, а машина, на которую ставят этот двиг. Надо выкидывать его и ставить японский, придётся с переоборудование повозиться (бумаги), но оно того стоит, да, и кпп японское, «родное» к двс. Остаётся только вечная боль — кузов. Имхо, за эти деньги лучше б/у япа взять, и не сношать себе голову.